О ЖЕНАХ-МИРОНОСИЦАХ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ

Прошло 1978 лет с тех пор, как Жены-Мироносицы явили миру подвиг любви и заботы о ближнем – о распятом
Христе. Подвиг, который запечатлен в истории до скончания века.
Любви и заботы и сегодня ждут от каждой женщины ее близкие, ее семья. Но легко ли современной женщине в
условиях повседневных стрессов и высокого темпа жизни сохранять внутреннее равновесие и делиться своим теплом?
Православные женщины знают – для этого у них есть духовная опора – неисчерпаемый источник благодати,
наполняющий их верой, надеждой, мудростью и любовью.
Как удивительный пример глубочайшей веры служат для нас высказывания о браке и семейной жизни святой Царицы-
Мученицы Александры. Имея иностранное происхождение и приняв православное вероисповедание незадолго до
венчания с Николаем II, она сумела проникнуться истинным духом православия. Параллельно ее мыслям, мы приведем
высказывания известных людей, размышлявших на эти же темы.
1. «Первый урок, который нужно выучить и исполнить – это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как
достоинства характера и нрава, так и недостатки (…), но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в
одну, более благородную, сильную, богатую» (Царица-Мученица Александра).
«Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о сильном
повреждении своей природы и мало познали кроткого и смиренного Иисуса» (святой праведный Иоанн Кронштадский).
2. «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не
так» (Царица-Мученица Александра).
«Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир» (архиепископ Арсений Чудовский).
3. «Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Резкое слово может на месяцы
замедлить слияние душ» (Царица-Мученица Александра).
«Голос повышает гордец, самохвал, самовлюбленный мертвец и Богом оставленный» (старец Сампсон Сиверс).
4. «Удерживайтесь от ссоры. В семейной жизни не должно быть место гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство
оскорбленной гордости и (…) высчитывать, кто именно должен просить прощение» (Царица-Мученица Александра).
«Входить в спор всегда нежелательно» (митрополит Филарет Дроздов).
Особый интерес для современной женщины представляют размышления Государыни-Императрицы о качествах
личности православной жены. Будучи Императрицей, она могла позволить себе все, но не позволяла ничего меньше
любви.
5. «Первым требованием к жене является верность в самом широком смысле. Абсолютное доверие – это основа
верной любви. Верной жене не нужно быть ни мечтой поэта, ни красивой картинкой, ни эфемерным созданием (…), а
нужно быть здоровой, сильной, практичной, трудолюбивой женщиной, способной выполнять семейные обязанности, и
отмеченной все-таки той красотой, которую дает душе высокая и благородная цель» (Царица-Мученица Александра).
«Жены, светящиеся душевной красотой со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее
становится привязанность и любовь их мужей» (святитель Иоанн Златоуст).
Понимание Царицей Александрой предназначения женщины: «Женщина наделена даром сочувствия, деликатности,
умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и
горести» — позволило ей создать истинно счастливую православную семью.
Что же мешает нам, зачастую пребывающим в пассивной вере понять слова Царицы: «Смысл брака в том, чтобы
приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это
установление Господа о совершенстве».
Подготовила р.Б. Евгения, г. Брест

  • По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

    Святая Мария Клеопова

    Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

    Святая Иоанна Мироносица

    Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

    Праведные сестры Марфа и Мария

    Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

    Мудрость Святых Отцов. Женщина и Христианство

    У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества. (Свт. Василий Великий)

    Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества… (Св. Исидор Пелусиот)

    Из дневников святой царственной мученицы Императрицы Российской Александры Феодоровны Романовой

    Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. »Ежедневное умирание – это тропа к ежедневной жизни»… Жизнь – ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.

    Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрываются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малейшим из них.

    Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.

    Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.

    Основа благородного характера – абсолютная искренность.

    Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.

    Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит. Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

    Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет… Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, только продолжай идти.

    Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.

    Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.

    Для большинства из нас главное искушение – это потеря мужества, главное испытание наших сил – в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде прозаических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперед, выбирая правильный путь, пробираться к слабо мерцающему свету и никогда не сомневаться в высшей ценности добра, даже в малейших ее проявлениях – это обычная задача жизни многих, и, выполняя ее, люди показывают, чего они стоят.

    Самопожертвование – это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.

    Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.

    Религия, которую вдохновляет слово Христа, — солнечная и радостная. Радость – это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло. Плачущий, жалующийся, напуганный христианин предает своего Бога. Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, в минуты слабости – силу.

    Важный труд, который человек может сделать для Христа, — это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: »Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей», — прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.

    Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения

    Священное Писание являет нам многочисленные примеры добродетели самых разных людей и примеры недостойной жизни, не посвященной Богу, как бы давая нам возможность выбора. Чтобы мы сами могли избирать то, что будет приятно нашей душе и телу: путь праведников или грешников, служения Богу или своим собственным страстям.

    Нынешний праздник жен-мироносиц являет нам пример самой искренней любви и верности, величайшей преданности и терпения.

    При жизни Христа эти женщины были верными помощницами апостолов и безоглядно и достойно служили своему Учителю. А после смерти Спасителя они первыми пришли к месту Его погребения.

    Вместе с Иосифом Аримофейским и блаженным Никодимом они погребают Тело Христово в новом гробе, умастив его благовониями и обернув плащаницей.

    До сегодняшнего дня мы вспоминаем этот величайший подвиг их труда и добровольного, смиренного, нелицемерного служения Богу. Служения тем более важного, если сравнивать его с предательством апостолов. Ближайшие ученики Христа, те, кого Он любил как братьев, разбежались в страхе и панике, видя Его пленение, даже не помыслив чем-то помочь Учителю в трагический час Его земной жизни. Разбежались, не желая тоже оказаться схваченными, боясь мук и страданий, спасая свои жизни…

    В Евангелии говорится: «Рцыте учеником Его и Петрови (то есть скажите ученикам Его и Петру), что встречать Он будет вас в Галилее». Можно по-разному воспринимать эти слова, понимать их таким образом, что Петр как бы особо здесь выделяется. Но на самом деле здесь можно лишь опечалиться – ведь именно Петр, единственный из всех апостолов, трижды отрекся от Христа. Трижды за один день, из страха за свою жизнь, когда его спрашивали разные люди и в разных обстоятельствах, Петр повторял: «Я не знаю этого Человека!»

    Так что, видимо, это выделение Петра – совсем не почетное, а, скорее, позорное: он своими поступками в день пленения Христа показал, что недостоин быть учеником Его, недостоин находиться среди апостолов. Петр своим троекратным предательством как бы потерял апостольское достоинство. И только потом, когда Господь явится к нему уже воскресший и трижды спросит: «Любишь ли ты Меня больше, чем другие?», Христос возвратит ему эту апостольскую славу…

    Итак, все апостолы в страхе и трепете разбежались кто куда. Марк даже закутался в простыню, а когда его схватили, вырвался и убежал голым, все-таки ускользнув от стражников. И вот на этом фоне панического бегства учеников Христа каким ярким и чистым становится поступок жен-мироносиц, а также тайных Его учеников Иосифа и Никодима! И эти верные праведники были вознаграждены за свою преданность, кротость и смирение. Первым воскресший Спаситель явился женам-мироносицам. Не апостолам, не Петру, а именно этим праведным женщинам.

    …К сожалению, сейчас, в нынешнее время, преданность и верность не в чести. Эти качества считаются совершенно анахроничными и ненужными. Сейчас главное не верность, а как раз-таки «умение лавировать», способность любой ценой отстаивать свои интересы. Тот, кто предает другого, часто оказывается победителем и получает какие-то выгоды. Главное – не смирение, а жадность. Не мудрость и доброта – а хитрость, которая помогает людям выживать в наши трудные времена. И неудивительно поэтому, что чаша страданий всего человечества так преисполнена – ведь даже между самыми близкими людьми можно встретить и предательство, и зависть, и подлость. Все чаще мы слышим о страшных примерах злобы и ненависти, доходящей даже до убийства. И страшны эти примеры еще и потому, что причиной убийства порою становится самая малость…

    Это как волк в басне Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» – И в темный лес ягненка уволок». Так же бывает и у людей, которые должны быть самыми близкими, самыми родными друг другу, но из-за материальных благ, из-за каких-то пустых мелочей и выдуманных «принципов» уничтожают ближнего своего.

    Мы видим, что, действительно, пример кротости и преданности жен-мироносиц вроде бы несвоевременный и немодный – тем, кто хочет в этом мире преуспевать, кротость и верность совсем даже ни к чему. Нужна наглость, умение идти напролом, настырность…

    Однако это хитрый самообман. Такое поведение, конечно, позволяет человеку достичь определенного благополучия. Но в то же время – лишает его радости. Лишает человека простого земного счастья. Потому что среди ненависти, зависти и гордыни невозможно быть счастливым, нельзя сохранить мир и покой в собственной душе.

    Есть в Евангелии золотое правило: «Не делай другому то, чего себе не желаешь». И всегда нужно помнить, – если совершаешь что-то недостойное, это зло к тебе обязательно вернется. Всем нам отплачивается «той же монетой» за все наши поступки, хорошие и плохие…

    Никогда не нужно отчаиваться. Как бы ни было трудно и горько, надо верить, что появится утешение и помощь нам в скорбях, трудностях и болезнях. И так же, как послал Господь ангелов к плачущим и скорбящим женам-мироносицам с вестью о воскрешении Сына Божиего, так и каждому из нас может быть ниспослано радостное утешение.

    Представьте все эти чувства, нахлынувшие на преданных Богу женщин! Удивление необычайное, трепет, и конечно, самая светлая радость от того, что случилось Чудо, и они узнали об этом первыми… Они бегут по пустынным еще улицам, не отвечая на вопросы редких прохожих, спеша сообщить апостолам о неслыханном событии.

    Мы с вами знаем о том, что ученики не поверили в то, что Христос воскрес, они терзались сомнениями, не ошибка ли это… Всем нам знаком хрестоматийный пример – Фома неверующий, который сомневался дольше всех: до тех пор, пока не вложил собственные пальцы в раны на теле Христа.

    Никаких сомнений нет лишь у жен-мироносиц, никаких споров и прений на эту тему у них не возникает. А вот апостолы сначала разделились во мнениях – Иоанн Богослов вместе с Петром бегут ко гробу, чтобы удостовериться самим, правду ли сказали жены-мироносицы. А те и не думали сомневаться, хотя ведь только Мария Магдалина первой увидела воскресшего Христа, а остальные позже.

    И чем радостен для нас пример жен-мироносиц? Тем, что их вера и преданность – несомненны, истинны. Их вера сокровенна, глубока и честна, это не тупое прямолинейное упрямство, а живое и человечное чувство, побеждающее страх и всеобщую ненависть.

    Ради этого и установлен сегодняшний день. Ради этого и совершается ныне их память, это Богослужение. Нам, для того чтобы наследовать вечность, тоже необходимо быть подражателями смирения, кротости, истинной веры и преданности жен-мироносиц. Вы только представьте, в каком ужасе они находились после мученической смерти Иисуса! Три года они ходили за Христом, ожидая Его победы в царстве Израилеве, а закончилось все страшными муками и издевательствами над их Учителем. И, конечно, они в величайшей скорби, воздыхания и слезы переполняют их сердца. Но есть в Псалтири удивительные слова, которые Господь обращает, может быть, к женам-мироносицам, а пожалуй, и ко всем нам: «Страдания ради нищих и воздыхания ради убогих ныне воскресну!» То есть: воскреснет из гроба ради тех, кто любит Его.

    Именно ради них, ради всех страдающих и воскресает Господь и воскрешает всякую душу христианскую, возводит их от тления к вечной жизни.

    Достойно же подражать нам женам-мироносицам, чтобы и нам стать наследниками вечного Христова Царства. Ради этого стоит побороться со страстями, с нашим непостоянным сердцем, с дурными привычками, которых у каждого – во множестве.

    Достойно нам подражать преданности, терпению и кротости святых жен-мироносиц, наследовать их труды и их награду… Пусть же Господь благословит нас, чтобы мы могли быть их достойными учениками и последователями. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *